Кино, вино и атом: Как был устроен быт подводников на «Ленинском комсомоле»

В Музее военно-морской славы в Кронштадте уже менее месяца можно посмотреть на экспозицию советской атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол".

После трудов реставраторов, которые были оценены первыми посетителями в конце декабря, сейчас, когда наплыв туристов утих, можно спокойно и детально рассмотреть все экспонаты.

"Ленинский комсомол" является уникальным кораблем. Это относится как к его военной истории, так и к периоду в течение 30 лет после списания, когда атомная подводная лодка ожидала своей судьбы, и к сложному и уникальному путешествию в Кронштадт, место ее постоянного стоянки, с точки зрения инженерии и логистики. И, конечно, процессу музеализации, который позволил сохранить подлинность экспонатов и придать музею современное наполнение.
К-3 - это историческая подводная лодка, известная своими достижениями и статусом легенды в российском атомном флоте. В 1965 году Юрий Гагарин посетил эту лодку, осознавая, насколько опасно быть первым.

Первое впечатление при входе на борт - это маленькие и узкие кроватки, которые по размерам больше походят на детские. Это объясняется тем, что для экономии места на подводных лодках моряков набирали с ростом не выше 165 сантиметров.

"Служба была очень веселой, даже веселее некуда", - вспоминает Владимир Ларионов, который служил на подводной лодке "Ленинский комсомол" в 1974-1977 годах.
Морская смекалка спасала ситуацию. Благодаря ей, даже знаменитый фильм "Чапаев" превращался в забавную комедию.

Люди смотрели "Чапаева" несколько раз, и после нескольких просмотров можно было даже послушать его задом наперед, так вот», - рассказал Владимир Ларионов.

В 70-х годах Владимир Ларионов служил на «Ленинском комсомоле». Он до сих пор помнит запах глубоководного борща и сладость тортиков из местной кондитерской.

«Нам давали немного вина, был «Рислинг», и было еще что-то - я забыл, но «Рислинг» точно помню», - отметил Владимир Ларионов.
Подводники спокойно продолжают свои плавания по дну океана, не видя солнечного света и не чувствуя свежего ветра, в течение многих месяцев. На самом деле, самая сложная часть путешествия - это дорога обратно домой. Именно в этом направлении они движутся с наибольшей решимостью и уверенностью.

Идея установки атомного реактора на подводную лодку возникла еще при Сталине. Академик Анатолий Александров создал такую лодку в 1957 году, которая может находиться под водой многие годы без необходимости всплывать. Он говорил, что атомная энергетика имеет неограниченные ресурсы топлива, так как сама способна производить новое топливо. Это открывает возможность использовать неограниченные источники энергии.
Атомная подводная лодка не имеет ограничений в запасах электроэнергии и питьевой воды - энергию производят на борту, а воду подводники могут получать путем ее перегонки. Капитан 2 ранга в запасе Александр Крамарчук отметил, что подводники на атомных подводных лодках могут самостоятельно варить воду.

Первая советская атомная подводная лодка, «Ленинский комсомол», была использована в качестве испытательного полигона. В 1962 году она совершила плавание к Северному полюсу.

Контр-адмирал Станислав Козинцев пояснил, что в некоторых нештатных ситуациях подводной лодке невозможно всплыть, так как над ней может быть слой льда и не будет времени на поиск отверстия для выхода на поверхность.
Фотография на переднем плане показывает уставшего контр-адмирала Александра Петелина, говорящего о тяжести перехода по крыше мира К-3. Экспонат музея был адаптирован для посетителей, но морякам приходилось жить и служить в очень ограниченных условиях. В случае аварии отсек нужно было быстро закрыть, для этого использовались массивные люки, а широкие проемы были прорезаны только для удобства туристов, в то время как подводники передвигались только таким способом.
В узких отсеках произошел пожар 8 сентября 1967 года, в результате которого погибли 39 подводников. Однако, моряки-герои избежали взрыва ядерных боеголовок чудом. Лодка продолжила свою службу еще 21 год после страшной катастрофы.

Изначально К-3 планировали превратить в музей, но потом решили утилизировать. Новость о скорой гибели субмарины даже заставила суровых моряков плакать.

«Этот корабль был частью нашей жизни. Он был нашим домом, нашим рабочим местом, по сути, живым существом. Даже если сравнить с автомобилями, он был нашей "ласточкой". И эти субмарины были нашими "ласточками"», - отметил Станислав Козинцев.
Решено сохранить "Ласточку" с ее водоизмещением около пяти тысяч тонн. В 2021 году лодка совершила свой последний путь из Мурманской области в Кронштадт, перемещаясь как по воде, так и по суше. Теперь "Ленинский комсомол" стал не только памятником кораблю, но и эпохе.

"Этот проект был очень сложным и требовал огромных финансовых затрат, а также участия множества научно-исследовательских институтов, бюро и проектантов", - пояснил Александр Крамарчук.
Современные атомоходы стали настолько большими, что их размеры равны высоте семиэтажного дома. По сравнению с ними, "Ленинский комсомол" уже не кажется таким огромным. Однако то, что достигла К-3 на своих стальных плечах, вполне хватило бы для истории целого флота.

Источник и фото - tvspb.ru

© 2024 mos-oblast.ru | Сетевое издание. Все права защищены.
Телефон: +7(901)509-28-08
Электронный адрес: mediarustribuna@gmail.com
МЕДИАГРУППА MOS.NEWS
Использование материалов разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на тексты и иллюстрации принадлежат их авторам. Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.