Как сообщило РИА Новости, Владимир Путин привлек внимание к необходимости обязательной психологической реабилитации военнослужащих.
Этим вопросом было предложено заняться Фонду защитников отечества. Президент отметил, что российскому менталитету свойственно считать работу с психологом чем-то зазорным, после горячих точек бойцам трудно вернуться к мирной жизни, но многие замалчивают о проблемах и не обращаются за помощью.
Директор Центра программ профилактики и социальной реабилитации кандидат психологических наук Ирина Кутянова подтвердила существование проблемы посттравматического стрессового расстройства или ПТСР:
— Участие в боевых действиях — одна из экстремальных ситуаций, попав в которую, психика испытывает воздействия, негативно влияющие на дальнейшую жизнь человека.
Психолог отметила, что диагностика и коррекция ПТСР на ранних стадиях способны минимизировать негативные последствия в будущем:
— Результатом упущенного момента нередко становятся панические атаки, попытки справиться с которыми часто приводят человека к употреблению алкоголя либо наркотиков. Нарастает состояние депрессии, возникают всплески агрессии. Проявления расстройства имеют нарастающую динамику.
Кутянова сообщила, что ПТСР может иметь отложенный характер и возникнуть спустя определенное время, и, как правило, в очень неприятной форме:
— Это могут быть сны трагического характера. Так называемые флэшбеки, когда некий триггер, например, предмет интерьера или звук, запускает ряд ассоциаций, приводящих к воспоминанию травмирующего опыта прошлого.
Психолог считает, что минимизировать последствия для военнослужащих поможет психологическая помощь на ранних сроках:
— Мы имеем дело с мужчинами, которые до последнего не обращаются к врачу, а тем более к психологу. Обязательная реабилитация участников СВО может стать выходом.
Эксперт подчеркивает важность организации процесса:
— Военнослужащих достаточно много. Нужны квалифицированные специалисты, способные работать с ПТСР, сейчас их недостаточно. Актуален вопрос подготовки специалистов. Важно грамотно провести диагностику и своевременно осуществить профилактику посттравматического стрессового расстройства. Не все люди в одинаковой мере подвержены этому синдрому. Одни обладают более чувствительной, ранимой психикой, другие более устойчивы.
Психолог сообщила, что диагностика ПТСР проводится по специальным методикам и целесообразно применять их в первую очередь к военнослужащим, у которых проявились первые симптомы, кто почувствовал, что с ним не все в порядке:
— Если помощь оказать на первых этапах, то можно избежать негативных последствий. Суть явления синдрома ПТСР в том, что человек старается не думать о травмирующей ситуации, не чувствовать каких-то неприятных переживаний и постепенно негативное событие инкапсулируется, замораживается, исключается из жизни. Но травма продолжает влиять на жизнь, косвенно через подсознание прорывается в самые неожиданные моменты.
— Важно, что руководство понимает необходимость заботы о людях, — отметила Кутянова, — обязательная реабилитация поможет избежать серьезных расстройств психики, коррекцию которых уже невозможно осуществить без длительного медикаментозного лечения.
В реабилитации на ранних стадиях хорошо себя зарекомендовала телесноориентированная терапия, ее методики позволяют в короткие сроки провести профилактику ПТСР, либо снять его ранние проявления.